Следующая весьма занятная история, с заклинанием, не была частью текста
Vangelo, но она очень явно относится к циклу или серии легенд,
связанных с ним. Диана показана как защитница отверженных, тех, для
кого ночь - это день, следовательно, для воров; и Лаверна, как мы можем
узнать из Горация (Послания, 16, 1) и Платона, была исключительно
патронессой воришек и мошенников. В этой истории она так же
представлена как ведьма и особа с юмором.
Она была преподнесена мне в духе традиций Вергилия, который часто
представляется в связи с волшебным и прекрасным знанием древних времен.
Так случилось некогда, что Вергилия - который знал все скрытые или
магические вещи, будучи волшебником и поэтом - слушавшего выступление
(или речь) известного сказителя, который однако был не особо искусен в
этом, спросили что он думает о нем?
"Мне кажется, здесь невозможно сказать, является ли это вступлением или
заключением; попросту говоря, не улавливается суть. Это было похоже на
рыбу, что не знала, является ли она вся одной лишь головой, или одним
лишь телом, или как богиня Лаверна, о которой никто не знал, была ли
она головой или всем телом, или ни то, ни се."
Тогда император поинтересовался, что это за божество, о котором он никогда не слышал.
И Вергилий ответил:--
"Среди богов или духов, что существовали в древние времена -- да будут
они так же будут благосклонны и к нам! Среди них (была) одна женщина,
что являлась колдуньей и наибольшей мошенницей из них всех. Ее звали
Лаверна. Она была воровкой и очень мало известна другим божествам,
которые были честными и достойными, поскольку она редко появлялась на
небе или в стране фей.
Она почти всегда была на земле, среди воров, карманников и сводников --
она жила во тьме. Однажды случилось, что она предстала ( смертному),
великому священнику в виде и образе очень красивой статной жрицы
(некоей богини), и сказала ему:--
"У тебя есть имение, которое я хочу купить. Я хочу построить там храм
для (нашего) Бога. Клянусь тебе своим телом, что расплачусь с тобой в
течение года."
Поэтому священник передал ей свое поместье.
И очень скоро Лаверна распродала все сельскохозяйственные культуры,
зерно, скот, деревья и птицу. На все ушла стоимость не более четырех
фартингов.
Но в день, предназначенный для оплаты, Лаверны никто не увидел. Богиня была далеко и оставила своего кредитора в нужде!
В следующий раз Лаверна пришла к знатному лорду и купила у него замок,
хорошо обставленный внутри и окруженный плодородными землями.
Но теперь она поклялась своей головой, что расплатится полностью за шесть месяцев.
И так же, как она поступила со священником, она обошлась и с лордом
замка, и украла и продала каждую палочку, мебель, скот, людей и мышей
-- не осталось даже чем кормить мух.
Наконец священник и лорд, выяснив, кто это был, обратились к богам, жалуясь, что они были ограблены богиней.
И вскоре всем стало известно, что это была Лаверна.
Потому она была призвана на суд перед всеми богами.
И когда ее спросили, что она сделала с собственностью жреца, которому
она поклялась собственным телом об оплате в назначенное время (и почему
она нарушила клятву)?
Она ответила странным поступком, поразившим их всех, поскольку она
заставила свое тело исчезнуть, так что только ее голова была видна и
она воскликнула:--
"Вот я! Я поклялась моим телом. Но тела нет у меня!"
Тогда все боги рассмеялись.
После жреца пришел лорд, который так же был обманут и которому она
поклялась своей головой. И в ответ ему Лаверна показала всем
присутствующим свое целое тело без малейших повреждений, и оно было
прекрасно, но без головы; а из шеи прозвучал голос, который сказал:--
"Вот я, я Лаверна, которая
Пришла чтобы ответить на жалобу этого лорда,
Который ругается, что я задолжала ему по договору,
И не заплатила, хотя время уже вышло,
И что я мошенница, поскольку я поклялась
Своей головой -- но, как вы видите,
Головы у меня нет вообще, и потому я
И вправду не давала подобной клятвы"
И тогда поднялся оглушительный смех среди богов, которые все же
рассудили этот вопрос справедливо и велели голове присоединиться к
телу, а Лаверне оплатить долги, которые она наделала.
Затем Юпитер успокоился и сказал:--
"Тут у нас жуликоватая богиня без обязанностей (или приверженцев),
тогда как в Риме неисчислимы воры, жулики, плуты и негодяи -- ladri,
bindolini, truffatori e scrocconi -- которые живут обманом.
Этот добрый народ не имеет ни церкви ни бога, и это большая жалость,
поскольку дьявол может стать их хозяином, Сатана, как глава семьи.
Посему, я повелеваю, что бы в будущем Лаверна стала богиней всех
негодяев или нечестных торговцев, со всеми отбросами и мусором
человеческой расы, которые были до сих пор ни в Боге, ни в Дьяволе,
поскольку они были слишком презренны как для одного, так и для другого.
И так Лаверна стала богиней всех нечестных и вороватых людей.
Каждый раз, когда кто-то из них планировал или намеревался осуществить
какое-либо мошенничество или некое злодейство, он входил в ее храм и
взывал к Лаверне, которая являлась ему в виде женской головы. Если он
сделал свою работу плохо или плутовство раскрылось, то вызывая ее
опять, он видел только ее тело; но если он поработал с умом, то мог
узреть всю богиню полностью, голову и тело.
Лаверна была не более целомудренна, чем честна, и у нее было много
любовников и много детей.Говорили, что она не была жестокосердной или
злой, она часто каялась в своей жизни и грехах; но что поделать, она не
могла измениться, поскольку ее страсти были уже закоренелыми..:)
И если мужчина делал какой-нибудь женщине ребенка или какая-нибудь
девица обнаруживала себя беременной, и желала скрыть это от всех и
избежать скандала, они будут [1] ежедневно взывать к Лаверне.
И тогда, когда для молящейся придет час избавления, Лаверна перенесет
ее спящей в течение ночи в свой храм, а после родов погрузит ее в сон
снова, и возвратит ее обратно в домашнюю постель, так что когда она
проснется утром, она будет в добром здравии и без чувства усталости, и
все будет представляться ей лишь сном. [2]
Но для тех, кто со временем решит вернуть своих детей, Лаверна прощает
их прошлую жизнь, если благодарят ее и с уважением поклоняются ей.
А это церемония, которую следует проводить и заклинание для Лаверны, что бы произносить каждую ночь.
Это должно быть место, посвященное богине, комната, подвал или роща, но всегда пустынное одинокое место.
Возьми небольшой столик, размером в сорок игральных карт, сложенных
вплотную друг к другу, и он должен быть спрятан в указанном месте, а
затем приходи туда ночью...
Возьми сорок карт и разложи их на столе, укладывая их на него плотным ковром или покрытием.
Возьми травы Paura [3] и concordia и вскипяти их обе вместе, повторяя между тем следующее:--
ЗАКЛИНАНИЕ
Я варю эликсир конкордии
Да пребудет в согласии * и мире со мной
Лаверна, которая может вернуть мне
Мое дитя, и что бы она со всею заботою
Могла хорошо охранять меня от опасностей всю мою жизнь!,
Я варю эти травы, но это не то, что варится;
Я варю страх, который может удержать вдали
Любого злоумышленника, и если таковой решит прийти
(Подсмотреть мой обряд), пускай он будет поражен
Страхом и в ужасе спешит прочь!
[4]
Произнеся это, набери отвар из трав в бутыль и вытаскивай карты со стола одну за другой, говоря :--
ЗАКЛИНАНИЕ
Я раскладываю перед собой сейчас сорок карт,
Но это не сорок карт, что я разложил здесь,
А сорок старших богов
К божественной Лаверне, что бы их образы
Могли каждый и все вместе стать раскаленными, как вулкан,
Пока Лаверна придет и принесет мне мое дитя;
И пока это не будет сделано, пусть все они бросают в нее
Горячее пламя или огонь, а с ними и раскаленные угли
Из носов, ртов, и ушей ( пока она не уступит);
После того пусть они оставят Лаверну с миром,
Свободной принять ее детей, по ее желанию!
"Лаверна была римской богиней воров, карманников, торговцев и дилеров,
мошенников, аферистов и лицемеров. Был возле Рима храм в роще, куда
взломщики отправились, что бы подвергнуть его разграблению. Там была
статуя богини.Она выглядела, согласно некоторым сведениям, как голова
без тела; согласно другим - как тело без головы; но эпитет
"прекрасная", использованный относительно нее Горацием, означает, что
она создавала маскировку перед своими приверженцами". Ей поклонялись в
полной тишине.
Это подтверждается отрывком из Горация (Послание 16, разд. I ), где
самозванец, осмелившийся пошевелить губами, повторяет следующую молитву
или заклинание:--
"О Богиня Лаверна!
Даруй мне искусство обмана и мошенничества,
Заставляющем людей верить, что я
Святой и невинный! Укрой все мраком
И глубокой темнотой все мои злодеяния!"
Было бы интересно сравнить это несомненно древнее классической
обращение к Лаверне, с тем, что здесь представлено перед этим. Богиня
была широко известна низшим слоям, и в Плаутусе повар, у которого была
украдена его утварь, призывает ее, что бы отомстить за себя.
Я обращаю особое внимание на тот факт, что в этом, как и во многих
заклинаниях итальянских ведьм, божество или дух, которому поклоняются,
будь то Диана самолично или Лаверна, подвергаются угрозе мучений с
нарастающей мощностью до тех пор, пока он или она не обеспечат
исполнение просьбы. Это вполне классическая практика, т.е.
греко-римская или восточная, когда базисом, на котором волшебник
основывается, является не благосклонность, помощь или власть,
предоставляемая Богом или Сатаной, но просто на том, будет ли он
способен вымогать и выпрашивать, насколько возможно, из безграничной
природы или первичного источника с помощью покаяния и изучения. Я
говорю об этом потому, что редактор упрекал меня с преувеличением
степени дъяволизации ведьм - привнесенной церковью с 1500х годов -
недостаточной в Италии. Но, фактически, среди ведьм высочайшего класса,
или среди их традиций, сложно
найти основание для этого. В христианском дъяволизме ведьма никогда не
посмеет угрожать Сатане или Богу, или кому-либо из Троицы или ангелов,
поскольку вся система основана на концепции Церкви и послушания.
Трава конкордия * вероятно так же получила свое имя от богини
Конкордии, которая представлялась как оживляющая сухую ветвь. Она
играла большую роль в колдовстве, после вербены и руты.
ПРИМЕЧАНИЯ [1] Это была весьма необычная характеристика Дианы, которая была
призвана подобным образом. Я опустил здесь много излишних
велеречивостей или повторений из оригинальной MS (рукописи Магдалены -
D.W.) и таким образом сократил немного. [2] Все это безошибочно указывает, в некотором отношении, на
подлинность традиции. В изложении лукавых священников все это лишь
популяризировалось еще больше. [3] Я подозреваю, что это был дикий мак. Мак был специально
посвящен Церере, а так же Ночи, со всеми ее правами, и Лаверна была
ночным божеством - обыгрываются слова paura (ужас, страх - на
итальянском) или fear (боязнь - на английском). [4] Этот отрывок напоминает, как ни странно, о поклонении
греко-романской богине Pavor или Fear, сопутствовавшей Марсу. ее
призывали, как и в данном случае, для устрашения злоумышленников или
врагов. Эсхил заставлял семерых вождей перед Фивами клясться именем
Феар, Марса и Беллоны. Mem.Acad.of Inspirations,v.9.
* - конкорд - concord (англ.) - лад, согласие
Конкордия - римская богиня согласия. Ей поклонялись во многих храмах,
старейший находился на Форум Романум и датируется 367м годом до
рождества Христова. Храм так же использовался в качестве зала заседаний
римским Сенатом.
Иногда она стоит меж двух королей или военачальников, пожимающих руки друг другу. ** - Беллона ( Белона у греков, у римлян Дуэллона - сестра, компаньонка
или жена Марса/Ареса, иногда ее отождествляют с Эридой, богиней
раздоров и ненависти. Золотое "яблоко раздора" - это именно ее
"подарочек". Иногда же - в противоположность Конкордии, что являлась
богиней согласия - ее называли Дискордия, Discordia (Discord) [Eris]. А
кое-кто именует ее прямо таки просто инфернальным монстром. Еще об
Эриде здесь - http://www.theoi.com/Daimon/Eris.html
Беллона (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту
Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.
Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась
матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с
мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на
колеснице. Атрибут: двойная секира.
В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед
которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в
знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию
совершал фециал — жрец богини. У задней части храма сенат принимал
иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из
походов победителями и ожидали триумфа.
В I в. до н. э. при Сулле из Каппадокии в Рим была привезена статуя
каппадокийской (малоазийской) богиней Ма, культ Беллоны слился с ее
культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с
этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны
вербовались из чужеземцев.
Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами
распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (лат.
Bellonarii — беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в
качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до иссупления в ее
честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом
богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Их
называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).
Беллона - статуя Родена.
Беллона отождествлялась с греческой богиней Энио.